Влияние нефти на экологию, ч. 2
Итак, основная часть всех мировых загрязнений нефтепродуктами приходится, конечно, на транспортировку. Впрочем, сей факт ничуть не удивителен, поскольку все области, где добывается сырье для топлива, расположены на большом расстоянии от основных районов, где эта добытая нефть перерабатывается.
По статистике, ежегодно в мире транспортируется больше миллиарда тонн горючего, и о стихийных попаданиях нефти в воду мы писали в прошлой статье. Но это не все. Часть нефти, официально ее количество никак не должно быть больше половины процента от всей перевозимой смеси, выбрасывается в моря и океаны на совершенно легальных основаниях, когда происходит сброс промывочных вод. К ним прибавьте и балластные воды, которые сливаются туда же – в океан.
Дело в том, что после разгрузки танкер заполняется ни чем иным, как морской водой, ее закачивают в те же емкости, в которых хранится нефть. Это делается для нормализации балласта на обратной дороге. И оставшаяся нефть, размазанная по стенкам емкостей, образует с водой эмульсию. Этот балласт, содержащий нефть, затем сливается с судна. Это происходит поблизости с пунктом назначения. Точно также избавляются от балластных вод и другие суда, но они, в отличие от специализированных танкеров, не выбрасывают нефтяную эмульсию.
На самом деле, все подобные балласты должны сбрасываться в специально обговоренных зонах, которые располагаются на открытом море. Для выявления каждой такой зоны заключались отдельные международные соглашения, но, как показывает практика, чаще всего эти операции совершаются в обход и в нарушение всех этих принятых соглашений.
А вот попадание горючего в океан после столкновения танкеров с подводными рифами, после налета на мель или прочих катастроф не так и часты. Но и этот фактор не стоит списывать со счетов. Равно как и преуменьшать важность таких происшествий. Хоть такие утечки нефти сравнительно малы, но они происходят, как правило, на одних судоходных путях и в сравнительно мелководных районах. Так что нефть концентрируется на морской поверхности, и, чем большего тоннажа судно затонуло или было повреждено, тем больший ущерб будет для окружающей среды. Так, например, в апреле 2010 года произошла авария на платформе Deepwater Horizon. Платформа затонула. А нефть стала вливаться под огромным давлением в океаническую воду. И утечку не удавалось остановить долгое время. настоящие последствия сей катастрофы, уверены ученые, еще впереди.
Именно поэтому многие ученые в свое время протестовали против использования т.наз. супер-танкеров. Но огромные плавучие крепости водоизмещением в 500 тысяч тонн на воду уже спущены, и теперь дело за судами на 800 тыс. тонн, которые уже спроектированы.
Случаются и аварии непосредственно в месте нефтяных разработок: дело в том, что при бурении, установке вышки, введения труб в скважины и во время последующего использования скважин есть риск загрязнения и он довольно высок.