Нефть Африки
Другой весьма перспектив ный район - Алжир. После того как в 1986 году Алжир разрешил иностранным компаниям вернуться в нефтеразведку и добычу, нефтяной сектор совершил крупный скачок. Государственная компания «Сонатрак» не располагает необходимой технологи ей и персоналом для рывка вперед. Лишь с помощью иностранных инвесторов Алжир смог открыть крупнейшее месторожде ние в Гадамесе. Именно там специалисты американской компании «Андарко» открыли залежи объемом до 3 млрд. баррелей, что составляет треть всех национальных запасов. Новые технологии позволили поднять добычу на 65 проц. Лидером добычи нефти в Африке остается Нигерия - 2 млн. баррелей в день и запасы в 17 млрд. баррелей, однако переход к активному освоению подземных кладовых Ливии может в корне изменить картину. Пока что у Ливии разведано запасов на 30 млрд. баррелей, но добыча из-за международных санкций идет медленными темпами. Не сказали своего слова еще и Габон, Египет, Республика Конго, Судан и Чад. Конечно, не все идет гладко. Ослепленные блестящими перспективами, которые им рисуют геологи, нефтяные компании идут на все больший риск, например, вкладывая средства в добычу нефти со сверхглубокого шельфа (до 3000 м глубины), хотя располагают технологией добычи на глубине не свыше 1500 м. Так что вполне можно прогнозировать крупные и дорогостоящие фиаско. Нельзя игнорировать и другое обстоятельство - тревожную политическую ситуацию в большинстве африканских стран. В Алжире, как и в Анголе, не прекращается гражданская война, а в Нигерии процветает коррупция, ширятся выступления протеста местного населения против экологических катастроф. Кроме того, африканцы все меньше соглашаются с тем, что «черное золото» добывается вокруг них в изобилии, в то время как их жизненный уровень никак не улучшается. Так что в будущем никак не обойтись без реинвестирования в том или ином виде хотя бы части прибыли в местную экономику. Пока что страны Африки должны приспосабливаться к беспрецедентному падению мировых цен на нефть, которые, как полагают специалисты, уже никогда не поднимутся до прежней и такой заманчивой цены - 30 долларов за баррель. Это не может не сказываться на положении стран, живущих исключительно за счет продажи нефти. Кроме того, в этих условиях у них не остается надежд на создание собственной нефтеперерабатыва ющей промышленности, которая за редкими исключениями в Африке отсутствует. Обвал мировых цен на нефть уже привел к сокращению расходной части бюджета Алжира в нынешнем году сразу на четверть, а Анголу поставил на грань дефолта. Другая проблема - рост энергоемкости экономики африканских стран.
Если увеличение ВВП Африки в 1993-1996 годах составило 10 проц. по сравнению с 8 проц. в Западной Европе, 11 проц. в Латинской Америке и 22 проц. в Азии, то потребление энергии на Черном континенте в период с 1976 по 1996 год выросло на 85 проц., в Западной Европе - на 30 проц., в Латинской Америке - на 68 проц. и в Азии - на 162 проц. (исключая КНР). Все дело в том, что если взять такой показатель, как затрата энергии в пересчете на эквивалент тонны нефти для производства 1000 долларов ВВП, то он в Африке поднялся с 0,76 в 1976 году до 0,89 в 1996 году, а ВВП стал больше на 58 проц. В Азии идет обратный процесс: производство становится все менее энергозатратным (с 0,9 в 1976 году до 0,68 в 1996 году при увеличении ВВП одновременно на 227 проц.). В Латинской Америке энергозатратность осталась в минувшее двадцатилетие примерно на таком же низком уровне, что и была: 0,38-0,39. В Западной Европе удалось ее еще больше понизить - с 0,33 до 0,26.
Число нефтяных месторождений в Африке прибывает с каждым годом - к традиционным нефтедобывающим странам (Алжиру, Габону, Ливии и Нигерии) в последние годы добавились Камерун, Республика Конго, Чад, Судан и Египет. В общей сложности на конец 1998 года в Африке было разведано месторожде ний с запасами в 72 млрд. баррелей нефти. Сюда в скором времени должны прибавиться Мали и Нигер, а также Кот-д'Ивуар. Для многих в Африке нефтяное богатство затмевает газовые перспективы до такой степени, что лишь попутно газа в факелах бесцельно сжигается на 2,5 млрд. долларов в год. Однако африканские запасы не ограничиваются попутным газом, на континенте обнаружены впечатляющие резервы газа, не связанного с нефтью. В первую очередь речь идет о шельфе Мозамбика и Танзании, где газ найден и дело идет к добыче. Активная разведка ведется на шельфе Намибии, геологические изыскания планируются в Сенегале и Гане. Ныне в Африке находится 7 проц. мировых запасов газа, однако его доля в производстве составляет всего 4 проц. Правда, специалисты полагают, что в ближайшее десятилетие Африка удвоит экспорт газа. В Ливии и Алжире реконструиро ваны заводы по сжижению газа, что позволит поставлять его по трубопроводам в Западную Европу. В Нигерии с помощью компаний «Шелл», «Аджип» и «Эльф-Акитэн» начато строительство завода по сжижению газа в Бонни, на юго-востоке страны. Через год он должен войти в строй и поставлять 8 млрд.кубометров сжиженного газа в Италию, Испанию, Португалию и Турцию. Это позволит Нигерии стать третьим по значению в Африке экспортером газа. Кроме того, изучается возможность строительства газопровода для доставки сжиженного газа из Нигерии в Гану, Бенин и Того. В других странах первостепенное внимание уделяется внутреннему рынку. В Египте обилие месторождений газа позволило постепенно перевести ТЭС с мазута на более дешевый газ. В Тунисе рассматривается вопрос обеспечения потребнос тей в электроэнергии за счет использования газа для ее производства. Такая система уже действует в Кот-д'Ивуаре, где к тому же строится завод по производству газовых баллонов для бытовых нужд, оцениваемых в 250 тыс. тонн сжиженного газа в год. Все эти радужные перспективы уживаются с суровыми реалиями, когда возможны такие казусы, как острая нехватка нефтепродуктов, а то и самой нефти в нефтедобывающей стране. Характерный пример - крупнейший африканский производитель и экспортер нефти Нигерия, где существуют несколько нефтеперерабатывающих заводов и разветвленная сеть сбыта нефтепродуктов, импортиру ет и нефть, и бензин. Причины - в чудовищно неэффективном управлении отраслью, неразберихе и коррупции, но и не только в этом. Наибольших масштабов нефтяной кризис достиг в годы правления последнего диктатора Нигерии - генерала Сани Абачи (1993-1998). При нем нигерийцы выстаивали километровые очереди за бензином на автозаправочных станциях. Приближенные к Абаче генералы, на откуп которым был отдан весь нефтяной сектор, искусственно подхлестывали бензиновый дефицит. Достаточно сказать, что одновременно были закрыты на реконструкцию все четыре нефтеперерабатывающих завода страны: два - в Порт-Харкорте, по одному - в Варри и Кадуне, чтобы оправдать импорт нефтепродуктов пятью компаниями, четыре из которых контролирова лись лично Абачей. Эти компании также выстраивали длинные очереди танкеров на рейдах нигерийских портов под разгрузку, чтобы еще больше взвинтить цены. Цены на импортный бензин вдвое-втрое превышали среднемировой уровень. Вершиной их мошеннической мысли была переправка продукции собственных заводов на рейд к танкерам с последующим импортом в страну по цене в несколько раз выше. Отсюда понятно, что Абдулсалам и Абубакар, сменивший в июне прошлого года внезапно скончавшегося Абачу, первым делом в череде своих попыток демократизировать жизнь в Нигерии взялся за нефтяной сектор, который обеспечивает 90 проц. поступлений от экспорта и 82 проц. доходной части бюджета. Он решил не назначать министра нефти в правительство, а заняться самому чисткой этих авгиевых конюшен. Им были созданы специальный совет по управлению нефтяным сектором, а также независимая комиссия для его регулирования. Импортные квоты постепенно были переданы от всемогущей Нигерийской национальной нефтяной корпорации (НННК) иностранным компаниям - «Шелл», «Мобил», «Аджип» и «Эльф-Акитэн». НННК - монополист нефтяного сектора Нигерии, средоточие его недостатков и упущений. НННК пинадлежат в среднем 57 проц. в каждом из 6 совместных предприятий с участием «Мобил», «Шеврон», «Тексако», «Шелл», «Эльф-Акитэн» и «Аджип», которым отдана на откуп добыча нигерийской нефти. НННК в отличие от иностранных партнеров всячески увиливает от капиталовложений и прочих расходов на функционирование СП, довольствуясь лишь доходами. С учетом крайней изношенности оборудования это привело к острым трениям с партнерами, которым не улыбается роль доноров. По распоряжению А.Абубакара иностранным партнерам первым делом были выплачены задолженности нигерийской стороны, то есть НННК, по участию в содержании СП. Он также предложил им заменить форму сотрудничества с СП на менее обременительные соглашения о разделе продукции. Главное - намечается приватизация НННК, которую теперь придется проводить в жизнь новому, гражданскому правительству во главе с президентом Олусегуном Обасанджо, который заступил на этот пост 29 мая. Именно НННК принадлежат все 4 закрытых нефтеперерабатывающих завода. Есть надежда, что вскоре вновь заработает НПЗ в Кадуне, реконструкцию которого проводила французская фирма «Тоталь», однако нехватка бензина будет ощущаться еще долгое время. Для того чтобы довести до конца реконструкцию остальных НПЗ, необходимо 200 млн.долларов. Сейчас правительство занято поиском потенциальных инвесторов, обещая предпочтения при последующей приватизации НПЗ, которые предполагается передать в частные руки минимум на 40 проц. По-другому складывается картина в системе сбыта нефтепродуктов - там действуют 5 иностранных компаний («Аджип», «Эльф-Акитэн», «Мобил», «Тексако», «Тоталь») и три нигерийские фирмы - «Африкэн петролеум», «Нэшнл ойл» и «Юнипетрол», на 40 проц. контролируемые НННК. Однако нефтепродукты во многом субсидиру ются, и цена на бензин, например, впятеро ниже, чем в Кот-д'Ивуаре. Иностранные специалисты считают, что цены должны быть хотя бы частично либерализованы. Но резкие перемены здесь грозят социальным взрывом и могут означать политическое самоубийство для властей. Дело не только в том, что в случае подорожания бензина автоматически вырастут и все другие розничные цены. Будет ликвидирован источник дохода для множества нигерийцев, которые зарабатывают на жизнь перепродажей дешевого нигерийского бензина в соседние страны. Размеры этой контрабан ды достигают 300 тыс. баррелей в день. К этим общим проблемам добавляются и региональные. Ведь основной район нефтедобычи, зона дельты реки Нигер, - самый бедный район страны, хотя там добывается 70 проц. всей нефти. Неудивительно, что местные жители требуют справедливой доли в доходах от нефти и более строгого соблюдения экологических норм. Достаточно сказать, что в прошлом, при Абаче, выступления протеста жителей районов нефтедобычи жестоко подавлялись. Казнь их лидера - правозащитника Кена Саро-Вивы и восьми других представителей народа огони - привела к изоляции Нигерии на мировой арене, приостановлению ее членства в Содружестве и многочисленным карательным санкциям. Ныне правительство ищет возможности в большей степени учитывать интересы местного населения и решать возникающие с ним разногласия в более демократическом духе.
Комментарии
Ибо оно истину глаголёт!
Цитирую ххх:
Цитирую ххх:
Цитирую ххх:
Цитирую ххх:
Цитирую ххх:
Цитирую ххх:
Цитирую ххх:
Цитирую ххх:
Цитирую ххх:
БОРАТ КАЗАЛ!!!!!!! !!!
RSS лента комментариев этой записи.